ВРЕМЯ КАРДИНАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

За последние три-четыре года российский рынок мясопереработки претерпел заметные изменения, его покинул не только ряд мелких, но и крупных предприятий. Длительный период пребывания в условиях экономических санкций, не решенный вопрос импортозамещения, падение курса рубля и ценовые «ножницы» заставляют тех, кто остался, кардинально менять организацию производства и поднимать лояльность потребителей к своей продукции. Как решают эти вопросы в единственном оставшемся в Стерлитамаке мясоперерабатывающем предприятии, мы выяснили у директора ООО «СНХЗ-М» Ирины Марковой.

Корр.: Ирина Владимировна, несмотря на то, что основные кризисные ситуации с годами были форсированы, все же в отрасли мясоперерабатывания возникли существенные потери. В чем видите специфические причины этого?

И.М.: Наша отрасль, как, наверное, ни одна другая, импортозависима. Составляющая экспортных материалов, применяемых при производстве, до сих пор достаточно высока. Это, например, оболочки колбасных изделий. В России сегодня делают только полиамидные оболочки для вареных колбас и натуральные оболочки. При этом внутренние цены на натуральные оболочки привязаны к мировым, исчисляемым в иностранной валюте, – из-за серьезной монополизации рынка. Что касается сосисочных и фиброузных оболочек, которые в больших объемах используются в производстве колбасных изделий, то все это импорт. 60–70% специй и ароматизаторов, многофункциональных добавок – также импортные. Даже если они местного производства, то их компоненты импортные на 95%. Очень много применяется импортных материалов в упаковке (вакуумные пакеты, пленки и пр.). Плюс к этому, к сожалению, 95% используемого в нашей отрасли оборудования – тоже зарубежного производства, а по холодильным агрегатам доля поставок составляет все 100%. Поэтому цена запасных частей и расходных материалов к ним также зависит от валютных курсов. Второй фактор, усугубляющий ситуацию на рынке, обусловлен тем, что в России пока еще крайне мало сельхозпредприятий, которые бы производили мясо (говядину, свинину) в промышленном масштабе с большой концентрацией в одном месте. В основном мы имеем дело достаточно далеко разбросанные друг от друга фермерскими хозяйствами с относительно небольшим поголовьем. Все это усложняет логистику и возможность приобретения стандартизированного сырья – определенной постности, нужного размера мышцы и прочими показателями. Добавим к этому рост цен на корма, запрет на импорт мяса из Бразилии из-за обнаруженного в нем стимулятора роста (с начала 2018 года импорт свинины снизился более чем на 65%), вспышки африканской чумы свиней и аномальную жару в Центральной России. В результате мясо дорожает, что делает производство колбас и полуфабрикатов маломаржинальным бизнесом, и в такой ситуации преимущества получают компании с полным циклом производства, владеющие собственной сырьевой базой.

Корр.: Тем не менее, ООО «СНХЗ-М» удается с ними конкурировать. На рынке мясопереработки компания работает уже 25 лет, кстати, в сентябре вы отметили юбилейную дату, с чем мы вас поздравляем.

И.М.: Спасибо. Действительно за плечами нашего коллектива – громадная работа по налаживанию производства, разработке оригинальных рецептов, выстраиванию отношений с поставщиками и потребителями. Каждый новый специалист, а на сегодняшний день коллектив практически полностью обновился, вносит свой вклад в развитие компании, неизменным остается лишь стабильно высокое качество нашей продукции, что делает ее конкурентоспособной и позволяет нам чувствовать себя уверенно. Мы выпускаем продукцию по собственным рецептам и под своей маркой – «Вкус мяса», жестко придерживаемся санитарных норм и правил, а потому занимаем устойчивое положение на рынке Башкортостана.

Корр.: Но ведь мало выпускать качественную продукцию, нужно уметь ее продвигать.

И.М.: Я бы сказала, уметь отслеживать меняющиеся предпочтения потребителей, образ жизни, грамотно использовать их увлеченность гаджетами. В последнее время гастрономические предпочтения населения сместились в сторону натуральных, а значит, дорогостоящих мясных продуктов. Мы среагировали на эту тенденцию разработкой деликатесной линейки продукции. В условиях занятости современных людей приступили к реорганизации сбытовой сети, и начали с открытия первого в Стерлитамаке интернет-магазина мясных деликатесов (вкусмяса.рф), причем заказ можно сделать непосредственно на сайте или через оператора и он будет доставлен в течение суток. У нас появились уже постоянные покупатели, и ожидаем, что в скором времени большая часть продаж будет приходиться на Интернет-ресурс. В продолжение темы оперативной доставки, ищем точки соприкосновения с компаниями-дистрибьюторами, которые организуют доставку продуктов питания по городам Башкирии. Проект новый, интересный, и мы его всерьез рассматриваем. Есть намерения завязать договорные отношения с крупной сетью магазинов разливных напитков в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Чебаркуль на поставку мясных снеков. Это даст нам логистическое преимущество перед федеральными «игроками», которые привыкли работать с крупными оптовыми партиями, сосредотачиваются на более дорогих рынках и на более маржинальных продуктах. Кроме того мы продолжаем обеспечивать специально разработанной продукцией детские дошкольные и образовательные учреждения, - можно считать это нашим социальным проектом, и развиваем собственную розничную сеть, - не так давно открыли очередной фирменный магазин, где торгуем изделиями под маркой «Вкус мяса».

Корр.: Несмотря на то, что вы держите экономическую ситуацию под контролем, чего вам все-таки не хватает в этом процессе?

И.М.: Государственной поддержки российских брендов, а «Вкус мяса» - это бренд, признанный на федеральном уровне! ООО «СНХЗ-М», как региональный производитель, хорошо знает вкусы местного населения, отзывчив к покупателям, активно реагирует на их потребности и предлагает новинки, которые внедряет в производство, чтобы удержать своего покупателя. В свою очередь покупатели иногда даже готовы заплатить больше за нашу продукцию, зная, что она лучше, чем привезённая из центральной России с большими сроками годности. Поэтому с благодарностью примем помощь в части уменьшения  производственных рисков, противодействия тактике «выдавливания» цен и бонусов крупных торговых сетей, - это позволит удержать свою долю на рынке мясопереработки.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened